Сказка о рыбаке и рыбке



По мотивам одноименной сказки А. С. Пушкина и аналитической концепции академика Новиковой М.А.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой. Жили они счастливо и весело, зажиточно и почтенно. И самая большая радость какую послал им Бог в зрелые года. была их дочь. Умница и красавица, озорница и хохотушка. Одним словом — первая невеста на деревне. Старики души в ней не чаяли: холили и наряжали, и к труду приучать не забывали. Хотя и любили, но держали в строгости, а не в праздности. Уж и сваты в дом стариковский тропку протоптали, да не любы женихи любимице. А старики насильно дочь замуж выдавать и не думали.

Да вот объявился в деревне пришлый молодец. Высок и черняв, не драчун и не пьющь, не балагур, но и небогат. И влюбилась в него наша красавица. Да и молодец сохнуть по ней стал. Видят старики дело к свадьбе катится. И рады они счастью дочери, да слезы разлуки появились у них на глазах. Не хочет жених жить в стариковском доме, хозяйство принимать, в деревне жить. Рыбак я – говорит — без моря пропаду, хочу жить на берегу Синего Моря, рыбу ловить буду.

Сыграли свадьбу славную. Построили старики избу добротную у самого Синего Моря. И стали жить молодые поживать да добра не наживать. Потому как окромя рыбалки, молодец ничем не занимался и не интересовался.

И прошло тридцать лет и три года. Детей супруги так и не дождались. Добро нажитое родителями было прожито, изба обветшала и превратилась в жалкую лачугу, красавица состарилась и превратилась в ворчливую, ненавидящую своего мужа старуху, молодец стал благодушным стариком, продолжающим рыбачить, и не способным даже корыто своей старухе починить.

И жило в пучине Синего Моря некое всесильное Божество, обладающее неограниченной властью и способное выступать в любых ипостасях. И видело Божество ту убогость, в которой пребывали супруги, и решило помочь. Но, будучи мудрым, Божество понимало, что, представ перед стариками во всем своем величии и сиянии, оно напугает стариков до смерти, а незаслуженные блага никем не ценятся. Поэтому решило Божество прикинуться несчастной маленькой золотой рыбкой, запутавшейся в сетях рыбака вместе с тиной морскою. И такой доброй хитростью дать шанс старику изменить судьбу.

А далее все по А. С. Пушкину, в гениальной стихотворной форме.

Так в чем же мораль пушкинской сказки “О рыбаке и рыбке”? О чем она?

Каждый ответит по-своему, но мнения будут разниться только по формулировке. Довольствуйся тем, что имеешь и будешь счастлив, жадность — порок, будешь жадничать — плохо кончишь и т.д. Кто-то скажет еще, что эта сказка о проблеме искушения богатством. Да, это все мы говорили на уроках в младших классах, и собственно, то же слышали от своей учительницы.

Но если объектом исследования гениального поэта была старуха со своими пороками, то почему А. С. Пушкин назвал сказку “О рыбаке и рыбке”? О рыбаке! А не о старухе! И еще: если рыбка захотела искусить, испытать бабулю, на что ей рыбак? Прикинулась бы лягушкой-квакушкой и попрыгала бы где-нибудь, как бы по дури, у разбитого корыта, а старуха, злая и противная, тут как тут и …

Нет, все не так просто, и дело, действительно не в старухе. Нет, старуха рыбке не нужна: она ей неинтересна, потому, что со старухой все ясно. Рыбке был “нужен” именно старик! Беззаботный и вроде-бы добрый, но доведший свою жену до нищеты и озверения. Именно он интересен рыбке, именно его мировоззрение и смысл жизни любопытны рыбке. Именно ЕГО прямо спрашивает рыбка – “Чего ТЕБЕ надобно старче?” А ему ничего не надо! Даже рыбы, ради чего он выходил в море! Выходит, что его не то, что старуха, изба или корыто, но и сама рыба, которую он, якобы, ходит ловить, мало интересует. Его интересует сам процесс – РЫБАЛКА!

Вот здесь и начинается испытание старика! Его жизнь становится все невыносимей. А терпеливая рыбка все спрашивает – “Чего ТЕБЕ надобно старче?” Но ему по-прежнему ничего не надо. Старухе – надо, а ему нет! Его уже и бьют и в шею гонят, а он просит рыбку: “Смилуйся, Государыня Рыбка! Что мне делать с проклятою бабой?” Ему даже в голову не приходит позаботиться хотя бы о себе. И это, он перекладывает на плечи рыбке. Рыбка сама должна догадаться сделать старуху, молодой, красивой, доброй. А ему, старику, ничего в жизни не надо, абсолютно ничего! Разве только РЫБАЧИТЬ !

В камбоджийской сказке, сюжет которой использовал А. С. Пушкин, совсем другой конец: рыба ПОЖИРАЕТ старика!

“Сказка – ложь. Да в ней намек…”

Не трудно представить такого рыбака в наше время. Пришел с работы, хлебанул пивка, в домино шпилит или на диване валяется перед теликом. Завтра на работу, пришел с работы: “ А мне не платят, я что – виноват?” Как судить за сварливость, неласковость их жен, вынужденных крутиться, мотаться, тянуть на себе семью? Он никогда не дает почуствовать ей себя женщиной, нежной и слабой. Цветы? В лучшем случае, два раза в год – на 8 Марта и день рождения (и то на ее деньги). Комплименты? Вряд ли. Судьба такой женщины – всю жизнь жаловаться на своего никудышнего мужа – матери, подругам, самой себе.

Вот типичная ситуация из практики:

“Я вышла замуж в 20 лет – по любви. Муж не пьет, не курит, работал инженером на заводе. Жили, как все, на зарплату: у меня 110 рэ, у него — 125.

Получили квартиру. Все было более или менее благополучно. Но изменились времена и… Мужа на работе сократили, устроиться по специальности нигде не смог, менять профессию не захотел: “Я — инженер!” Решила сделать это я (была медсестрой) и пошла торговать на рынке. Было очень трудно, но потом втянулась: поездки за товаром – Одесса, Турция, Польша. Тягала эти сумки, мерзла зимой в ледяных автобусах, колотилась за прилавком… Но деньги зарабатывала, хотя деньги эти трудные. Нужно дочь одевать, да и самой хочется, ведь еще не старая…

Все материальное благополучие держится на мне. Муж? Он так и не работает, смотрит телевизор, читает газеты и книги. Ну, сделает уборку, сварит картошку. Упрекает меня, что я стала жадная и для меня деньги — главнее всего. Считает, что именно из-за денег я работаю, как лошадь. Он меня раздражает, порой я чувствую, что по-настоящему ненавижу его. Разве это плохо – иметь деньги, чтобы жить в комфорте, в достойных условиях? Что мне делать с мужем? Развестись?…”

P.S. Варианты продолжения сказки:

1. Камбоджийский вариант злой рыбки: Когда старуха осталась одна, пришлось ей самой заняться ловлей рыбы. Излишки стала продавать, прикопила деньжат, купила новое корыто, отстроила избу. И стала жить-поживать в достатке и спокойствии.

2. Русский вариант доброй рыбки: После того, как ничего не сказав, а лишь вильнув хвостом, рыбка погрузилась в морскую пучину, а все ее дары исчезли, собрала старуха свои пожитки, бросила старика и вернулась жить в деревню.

3. Русский вариант доброй рыбки-2: После того, как ничего не сказав, а лишь вильнув хвостом, погрузилась рыбка в морскую пучину, она надолго задумалась:

- Есть же счастливые люди, – рассуждала она о старике, – ни течениями управлять, ни волны подымать, ни корабли топить, ни командовать подданными и разбираться в их склоках и интригах! Живи в свое удовольствие и на все наплевать!

И отреклась рыбка от своей власти, величия и волшебства. И каждый день стала попадать в сети рыбака, обещать за себя любой выкуп, и старик ее с Богом отпускал.

Сколько так продолжалось трудно сказать. Но в один день, то-ли старик был не в духе, то-ли рыбка чего-то не так сказала, но не отпустил он ее в море, а принес домой, пожарил и СЪЕЛ.

В.И.Голубенко Июль 1998 г.